ЗАБЫТЫЕ ЗЕМЛЯКИ
Историю города Могилева писали многие его сыновья и дочери, верой и правдой служившие ему. О некоторых постоянно говорят, вспоминают и пишут. Но есть и те, о которых незаслуженно забыли.
Жителям Могилёва следует устранить недооценку заслуг земляка Ястржембского Николая Феликсовича
Николай Феликсович (Н.Ф.) родился 10.07.1808 г. в Речицком уезде Минской губернии. В 21 год закончил физико-математический факультет Виленского университета, а в 24 года - Институт корпуса инженеров путей сообщения (Санкт-Петербург, также с отличием).
1832-1848 гг. - работает в «альма-матер» - в Институте корпуса инженеров путей сообщения; в 1843 г. - получает звание профессора.
В конце 1847 г. в его жизни происходят резкие изменения: налаженную столичную жизнь он меняет на провинциальный Могилёв и с 17 января 1848 г. работает начальником отделения Могилёвского округа путей сообщения.
В 1863 г. в чине полковника ушёл в отставку. Остался в Могилёве. Там же умер и захоронен (1874); дата и место неизвестны.
Если человек талантлив - это проявляется во всём. Таким являлся и Н.Ф. В частности, пока он сам не признался, его главы «Мёртвых душ» специалисты всерьёз принимали за творение Н.В.Гоголя. Но забава «под Гоголя» не должна попадать в приоритетный список заслуг Н.Ф., как это делают отдельные авторы, пишущие о нём статьи и брошюры. У него есть много чего «не под кого-то», оригинального. Это будет пояснено ниже, после анализа известных мне сведений о жизненном кульбите Н.Ф.
Сам Н.Ф. объяснил его семейными обстоятельствами.
Но, исходя из жизненного опыта, авторы статей и брошюр о Н.Ф. не верят такому объяснению - они знают, что в 95 случаях из 100 такое объяснение является лишь мягкой формой решения вопроса, суть которого – «нежелание начальства продолжать работать со своим подчинённым» (чтобы не было жалоб, судов и прочих неприятностей). Кстати, вот что сам Н.Ф. сообщил о процессе своего перевода: «я написал письмо графу ... и сам занёс его в канцелярию. Дежурный передал графу и через 5 минут принёс назад с резолюцией "С удовольствием согласен"».
Ряд авторов считает, что причиной жизненного кульбита Н.Ф. явился часто общавшийся с ним троюродный брат Иван (который в составе 21 революционера-петрашевца 19 декабря 1849 года был приговорён к смертной казни; на эшафоте смертную казнь всем заменили каторгой). Но это ошибочное объяснение. Дело в том, что Иван в своих воспоминаниях сообщил: кружок Петрашевского начал посещать лишь с осени 1848 года. Но ведь Н.Ф. начал работать в Могилёве с 17.01.1848 г.
Анализ известных мне сведений о Н.Ф. позволяет заключить: причина его жизненного кульбита иная: придавили и вытеснили.
Перехожу к пояснению своего мнения.
Столичный период жизни Н.Ф. состоит из двух этапов. Первый - деятельность на научно-педагогической целине. Второй - вторжение - начал действовать и на возделываемом, причём давно (более века), научно-педагогическом поле.
На первом этапе. В 1837-1838 гг. Н.Ф. издал «Курс практической механики». За него был удостоен наиболее престижной (по тем временам) Демидовской премии. Это о нём, за пределами Республики Беларусь, пишут: «был широко известен в научных кругах и внёс значительный вклад в становление прикладной механики»; «такой талантливый профессор»; «никому не уступал по уровню механико-математической и технической подготовки»; «внёс серьёзный вклад в теорию упругости»; «В России первые работы по динамике машин выполнил Н.Ф.Ястржембский» и пр.
На втором этапе Н.Ф. к прикладной механике подключает ещё и общую (теоретическую) механику. В 1846 г. вышел в свет его двухтомный курс «Начальные основания общей и прикладной механики». Приоритет-специалист середины XX века в области истории механики А.Н.Боголюбов оценил этот курс словом «самобытный». В соответствии с толковыми словарями «самобытный» - это "своеобразный, оригинальный, не похожий на других, существенно отличающийся от ранее существовавших аналогов".
И это так. В частности, впервые термин «общая» мы находим именно у Н.Ф. При этом замечаю: такое название впоследствии понравилось многим специалистам - «Общую механику» на немецком языке в 1927 г. издавал всемирно знаменитый М.Планк, на польском языке З.Осинский (1972 г.). Автор данной брошюры также считает: давно пора и нам (белорусам, россиянам) переходить на такое название учебного предмета, обоснование чему приведено в разделе 2.2.
Но «Общая механика» - это лишь часть самобытности Н.Ф. Если в более широком плане: он не хотел, как подавляющее большинство других, принимать математические догмы, прикрывающие собою сформировавшиеся в мировом обществе ложные научные взгляды. Это и явилось причиной его жизненного кульбита 1847 года - его совесть не позволила отступить от принципа «для настоящего учёного научная истина превыше всего». Продолжаю пояснять.
Ещё в своей «Прикладной механике» (1837 год) Н.Ф. писал: «Одним из существенных недостатков общей механики является то, что её теоретические выводы не подтверждаются практикой». Но на это никто не обратил внимания - мало ли кто и что говорит, тем более человек с другого научно-педагогического поприща.
Но вот уже в 1845 году, действующий и на поле общей механики Н.Ф. допускает неосторожное высказывание относительно знаменитостей Л.Эйлера и Л.Лагранжа - «Нельзя не заметить, что все труды этих славных геометров принесли больше пользы чистому анализу, чем приложению механики и практике». Это своё мнение, с расширенным толкованием, Н.Ф. перенёс и в двухтомник 1846 г., изданный с грифом «Руководство к преподаванию».
«Руководство ...» для старожилов научно-педагогического поля «общая механика», более века возделываемое Эйлером, а затем его учениками - это красная тряпка для быка - «Учить нас намерился»! А «Нельзя не заметить ...» (см. предыдущий абзац) - это великолепный аргумент для старших по возрасту и опытных в интригах коллег-противников.
Малый процент читателей понимает это - ведь большинство считает, что научные и научно-педагогические поприща - это райские уголки. Автор, знакомый с жизнью шахтёрских производственных коллективов, сообщает: нет. Мнение «придавили и вытеснили» поясняю примерами по теме - «Сложно ниспровергать тысячелетиями устоявшиеся взгляды общества, хотя они и ложны».
Классический пример - переход общества от Гео- к Гелиоцентрическому взгляду на строение Вселенной. Коперник заканчивал жизнь в преследованиях; в частности, запретили помогать вести его хозяйство дальней родственнице Анне Шиллинг; похоронен был без почестей (1543 г.); его последователям удалось установить мемориальную доску (на стене собора против могилы) лишь 38 лет спустя. За развитие системы Коперника в 1600 г. сожжён на костре Джордано Бруно.
В 1616 г. собрание богословов приняло решение, осуждающее и запрещающее творение Коперника; 21.06.1633 г. инквизиционному трибуналу под страхом смерти удалось вырвать отказ от учения Коперника у Галилео Галилея, и только поэтому жизнь ему была сохранена, но до конца жизни (1642 г.) он являлся «узником инквизиции» - ему запрещалось с кем-либо встречаться без присутствия доверенных лиц инквизиции, писать и читать что-либо без их контроля.
Полагаю, читателям интересно знать, что в те далёкие времена заступникам Галилея папа Урбан VIII ответил: «Синьор Галилей был моим другом: мы часто беседовали с ним запросто и ели за одним столом, но ... Всегда лучше следовать общепринятым учениям». Автор данной брошюры согласен и уточняет: хотя они и ложны.
Итак, рекомендация землякам: мировая общественность и специалисты отмечают ряд заслуг Н.Ф. в продвижении прикладной механики на пути технического прогресса; этой брошюрой продемонстрировано, что он, подобно Галилео Галилею, является ещё и пострадавшим в борьбе за торжество общенаучной истины; могилевчане, и белорусы в целом, должны существенно повысить уровень гордости за своего земляка — разыскать место захоронения и установить надгробный памятник, расширить сведения о нём.
Заслуженный деятель науки республики Беларусь, профессор, доктор технических наук
Руслан Игнатищев
Нам важно ваше мнение