Экскурсионная поездка в Польшу
В ноябре месяце Дом Польский организовал очередную экскурсионную поездку в Польшу. Уже не в первый раз мы посетили католический монастырь Ясна Гура (польск. Jasna Góra) в городе Ченстохова.
Многое было сказано в предыдущих статьях про этот монастырь, принадлежащий монашескому Ордену Паулинов и хранящий в своих объятиях икону Пресвятой Девы Марии Ясногурской (польск. Najświętszej Maryi Panny Jasnogórskie).
И каждый раз приезжая туда осознаешь, как далёк и как близок тебе этот город, этот величественный монастырь и образ чудотворной иконы. Она трепетно почитается как католиками, так и православными.
Поистине «сказочное» действие происходит ранним утром! В костёле звучит пронзительная музыка, проникающая в глубину души и разбивающая всю чёрствость человеческого сердца. Она пугает, и одновременно умиротворят тебя. И в эту минуту душевного смятения начинает подниматься «занавес», даря нам возможность вновь видеть икону Матери Божией Ченстоховской и быть под её защитой. Передать это словами очень сложно, советуюпосмотреть.
Ранним утром следующего дня мы направились в город Освенцим, чтобы посетить бывший концентрационный лагерь Аушвиц – Биркенау (в постсоветских странах известен под названием «Освенцим»).
Многое сказано и написано о войне, о людях, об их судьбах. Много снято фильмов и показано спектаклей. История, факты: всё это говорит само за себя. Но прочитанные книги или просмотренные фильмы, на мой взгляд, не в состоянии передать «вкус войны» так, как его можно почувствовать там.
В течение пяти лет лагерь вызывал ужас среди народов стран, оккупированных гитлеровцами во время Второй мировой войны.
С 1941 года начинается трагическая страница в истории Освенцима. В начале Второй мировой войны весь Бельский повят был включен в состав «третьего рейха». Освенцим переименовали в Аушвиц, дав название, которым пользовался еще австрийский император во время разделов Польши. Гитлеровцы вскоре устроили тут известный концлагерь, а в городе начали возводить химические предприятия, это продолжалось до 1945 года.
Почему был выбран Освенцим? Во-первых, это важный железнодорожный узел, куда удобно было доставлять обреченных. Кроме того, пригодились опустевшие казармы Войска Польского, где и устроили концлагерь Аушвиц. Он стал крупнейшим в Европе местом уничтожения людей разных национальностей. Масштабы террора росли, и в следующем году в 3 км от Освенцима — в деревне Бжезинка, переименованной в Биркенау, — построили новый лагерь — Аушвиц-II. Еще через год в Моновицах под Освенцимом появился Аушвиц-III, для которого во время войны соорудили около четырех десятков филиалов.
Если в остальных лагерях, по мнению исследователей, выжил лишь каждый десятый, то в Освенциме победы дождались только те, кого не успели уничтожить.
Атмосфера жестокости, цинизма, боли и ужаса до сих пор витает в воздухе бывшего концентрационного лагеря. Это ощущается практически сразу, ведь ворота, ведущие в лагерь, сверху обрамлены циничной надписью: «Arbeit macht frei» (Работа даёт свободу). Через них заключённые ежедневно отправлялись на работу и возвращались десять часов спустя. В маленьком скверике рядом с кухней лагерный оркестр играл марши, которые должны были бодрить заключённых и облегчать эсэсовцам их пересчёт.
Сложно описать словами этот «страшный город» с его улочками, домами – бараками, административными зданиями, виселицами, колючей проволокой и многим – многим другим.
Первая группа узников, в составе 728 польских политических заключенных прибыла в лагерь 14 июня 1940 года. СС отбирало некоторых заключенных, преимущественно немцев, для слежки за остальными. Заключенные лагеря делились на классы, что было визуально отражено нашивками на одежде.
6 дней в неделю, кроме воскресенья, заключенные были обязаны работать. Изматывающий график работ и скудная пища стали причиной многочисленных смертей.
В лагере Аушвиц-I существовали отдельные блоки, служившие для различных целей. В блоках 11 и 13 производились наказания для нарушителей правил лагеря. Людей по 4 человека помещали в так называемые «стоячие камеры» размером 90x90 см, где им приходилось стоять всю ночь. Более жесткие меры подразумевали медленные убийства: провинившихся либо сажали в герметичную камеру, где они умирали от нехватки кислорода, либо просто морили голодом до смерти. Между блоками 10 и 11 находился пыточный двор, где заключенных в лучшем случае просто расстреливали. Стена, у которой производился расстрел, была реконструирована после окончания войны.
3 сентября 1941 года по приказу заместителя коменданта лагеря оберштурмфюрера СС Карла Фрицша было проведено первое испытание травления газом «Циклон- Б» в блоке 11, в результате которого погибло около 600 советских военнопленных и 250 других узников, в основном больных.
Тест был признан успешным, и один из бункеров был переконструирован в газовую камеру и крематорий. Камера функционировала с 1941 года по 1942 год, а затем её перестроили в бомбоубежище СС. Впоследствии камера и крематорий были воссозданы из оригинальных деталей, и существуют по сей день в качестве памятника жестокости нацистов.
Это мрачное место, называемое Лагерем смерти, решено оставить в неприкосновенности, чтобы сохранить свидетельства совершенного здесь преступления против Человечества. До сих пор неизвестно точное число погибших, так как перед наступлением Красной армии была уничтожена вся документация лагеря, а заключенных погнали в смертельный марш на запад. Предполагается, что в лагере погибло около 4 млн. человек: замучено, отравлено в газовых камерах, умерло от голода и в результате варварских медицинских экспериментов. Среди них граждане разных стран: Польши, Австрии, Бельгии, Чехословакии, Дании, Франции, Греции, Голландии, Югославии, Люксембурга, Германии, Румынии, Венгрии, Италии, Советского Союза, а также Испании, Швейцарии, Турции, Великобритании и Соединенных Штатов Америки.
Это место печали людей всего мира, но особенно трагично оно для евреев и цыган, подвергавшихся здесь беспощадному тотальному уничтожению.
Это — место свидетель благородных порывов и огромного самопожертвования. Здесь отдал свою жизнь за другого узника польский монах и святой отец Максимилиан Колбе, причисленный после войны к лику святых. Здесь самоотверженно ухаживала за заключенными Гертруда Штайн — монахиня еврейского происхождения, тоже причисленная к лику святых.
Аушвиц-Биркенау — это памятник взлетов человеческого духа, триумфа жертв над палачами. Но, прежде всего — это предостережение всему человечеству.
Антони Кемпиньский, профессор психиатрии, сам бывший узник одного из фашистских лагерей, писал: «Благодаря богатой лагерной литературе можно представить себе, как выглядела жизнь в лагере. Однако это представление далекое и туманное. Кажется, что пропасть, отделяющая людей из лагеря и тех, кто в нем не был, — непреодолима, ибо никто не в состоянии почувствовать все то, что они пережили. Их переживания — вне границ человеческого понимания».
По нашей просьбе экскурсовод показала нам лишь часть экспозиции музея (полноценная экскурсия длится три часа по лагерю, а затем просмотр документального фильма). Увиденное за полтора часа экскурсии не оставило равнодушным ни одного человека из нашей группы.
Низкий поклон людям, которые создали государственный музей на месте концлагеря в городе Освенцим!
Такие музеи нужны, и прежде всего нам. Нам, живущим здесь и сейчас. Нам, не знавшим, что такое война. Нам, так часто забывающим о милосердии и сострадании.
Затем экскурсионный автобус направился в древний город Краков. О нём и его достопримечательностях уже много написано, в том числе и на интернет – страничке Дома Польского.
В этот раз хотелось бы уделить внимание старинному еврейскому кварталу города. Это – Казимеж. Может быть, на первый взгляд, он и не кажется таким уж удивительным, но, поверьте, это всего лишь на первый взгляд.
Вот уже несколько лет все карты центра Кракова включают в себя Казимеж – бывший отдельный город, а сегодня неотъемлемую его часть, в которую мы попадаем, сходя с вавельского холма.
Из каждого уголка Казимижа выходит к нам краковская история - история польских Евреев. Это видно уже в системе узких улиц и торговых площадей, в маленьких домах, синагогах и еврейских кладбищах.
Ключ для понимания сегодняшней популярности Казимежа - его необычайная, извечная терпимость: в этом месте с давних лет дружно сосуществовали два народа и две большие религии - это здесь недалеко от синагог выросли костёлы св. Екатерины и Божьего Тела. Достаточно упомянуть знаменитый театр Баня, который воплощал самые новаторские проекты. В появляющихся здесь в последнее время кафе, клубах и галереях собираются люди, для которых Рыночная площадь и ее окрестности стали слишком «туристическими». Каждый открывает здесь для себя необычайный характер Казимежа, где рядом гостиницами и ресторанами соседствуют ещё ремесленные мастерские и "культовые места". Чтобы бы испытать это на себе стоит собраться на прогулку в окрестности Новой площади, пройтись улицами Медовой Подбжеже.
Затем, перейдя через Вислу в район Подгуже, мы найдём там места, которые во время Второй мировой войны стали свидетелями трагической судьбы уготованной еврейскому обществу Кракова нацистами: Площадь Героев Гетто, Аптеку "Под Орлом", останки концентрационного лагеря в Плашове.
Казимеж также является местом особенно ценным для всех любителей антиквариата и старины. В многочисленных, как правило, небольших антикварных магазинах, рядом с вещами ничтожной ценности попадаются настоящие коллекционерские редкости. На Новой Площади и под Торговыми Рядами в близлежащем районе Гжежувки, каждое воскресное утро проходят рынки старья.
После трагедии Второй мировой войны и уничтожения евреев нацистскими захватчиками, Казимеж опустел и десятилетия разрушался. Сегодняшнее его бурное развитие предопределили события восьмидесятых и девяностых годов XX века.
Казимеж появился на киноэкранах благодаря Стивену Спилбергу, который снял здесь фильм «Список Шиндлера».
Знаменитый на весь мир Фестиваль Еврейской Культуры, организуемый с начала девяностых годов, базируется на истории и традициях живших здесь некогда людей. Проводятся мастер-классы, лекции и выставки.
Сегодня можно уже говорить о возрождении Казимежа в его новом обличии.
Благодаря большому количеству старинных зданий в таком маленьком городке, Казимеж назвали «жемчужиной польского ренессанса». Это место уже с давних времен привлекает к себе артистов и писателей, ищущих уникальную атмосферу и желающих увеличить свой творческий потенциал.
Каждая экскурсионная поездка по–своему уникальна. Она открывает для нас много нового и неизведанного, многому учит и о многом заставляет задуматься…
Нам важно ваше мнение