Потомки шляхты в Могилеве
Потомки шляхты в Могилеве
Приводя в порядок семейные документы и фотографии, я подумала о том, как много из них связано с Могилевщиной. Здесь, в нескольких районах: Чаусском, Чериковском, Быховском, несколько поколений католиков Фурс-Жиркевичей и евангелисты-реформаторы Маскевичи имели свои имения, отсюда они отправляются учиться в университеты, уходят воевать, участвовать в восстании, идут на каторгу, но всегда возвращаются, потому что здесь находится их родной дом.
У моих прадедов – Фортунаты из рода Дунин-Жуховских и Александра Фурс-Жиркевича – было имение Горлово в Чаусском районе. Род Фурс-Жиркевичей берет начало от князя «благородной ханской крови» Ушеня. Этот род владел землями в Литве, а за участие в битве под Грюнвальдом князю Ушене были пожалованы Сутоки в Мстиславском районе. Члены семьи были переводчиками при королевском дворе, уездными предводителями, военными. Последний из них - подполковник Фурс-Жиркевич (1900-1965), четырежды награжденный Крестом за доблесть, автор многочисленных работ о бронетанковых войсках.
Единственным ребенком Фортунаты и Александра Фурс-Жиркевича была Анна Мацкевич (1892-1962), выпускница Донского женского института имени Марии, в котором она в 1908 году получает аттестат зрелости, а также аттестаты музыкальных школ различного уровня. Начинает учиться в Кракове на Высших женских курсах имени Баранецкого, а затем в академии художеств в Мюнхене, где в 1913 году получает диплом.
В 1912 году, в костеле святого Кшиштофа в Рясно, выходит замуж за Витольда Мацкевича из соседнего имения. Во время войны Анна с семьей находится в России и возвращается в Польшу только в 1926 году. Занимается станковой живописью, оформлением и реставрацией интерьера костелов, пишет портреты, участвует в деятельности профсоюза художников, принимает участие в камерных и хоровых концертах. Переводит с разных языков труды по костельному искусству, технологии и художественной химии. В 1962 году умирает в Лодзи.
У семьи Мацкевичей были имения в Чаусском и Чериковском районах. Со второй половины XVI века, когда образуется единое Великое Княжество Литовское, Мацкевичи считаются самыми верными и активными его сторонникам. Они принимают участие в генеральных и провинциальных синодах в Литве, часто становятся попечителями литовских общин. Являются прихожанами одной из самых больших в Литве парафий – копысской парафии, под влиянием которой находятся жители двух губерний: Минской и Могилевской.
На этой слабо заселенной территории прихожане, главным образом, шляхетского происхождения, в большинстве своем проживали на большом отдалении от общины, в имениях, затерянных среди лесов и болот. От пастыря требовалось много сил для поддержания в меру регулярного контакта с членами общины. Однако, не обращая внимания на трудности, они усердно выполняли свои обязанности в отношении верующих и Церкви. Посещали парафиан для проведения обряда крещения, венчания, погребения умерших, либо для традиционных пасторских посещений. Позднее делали подробные отчеты о каждом доме, о каждой семье, так, чтобы Синод белорусского округа знал все проблемы своих парафиан. Дольше других в Копыси были пасторами ксендз Стефан Липиньски, ксендз Люциан Кунцевич, ксендз Юзеф Друэ и ксендз Станислав Ястжембски.
Во второй половине XVII века во владении у моих предков на Могилевщине были имения Малятичи, Лопатин, Селище, Вежба, Чигировщина и Чернявка, а с 1792 года – Черноусы. С Лопатиным и Черноусами был сильно связан мой прадед Гжегож Мацкевич (1839-1909). Отсюда, как стипендиат синода литовской общины, он едет в Слуцк, где заканчивает гимназию, а затем отправляется в Московский университет. Будучи студентом третьего курса факультета правоведения, примыкает к январскому восстанию, но в одной из первых стычек в партии Звеждовского «Топора» его арестовывают, заключают в тюрьму и приговаривают к ссылке в Омск, а позже в Тобольск. В Сибири он знакомится со своей будущей женой Схоластикой Ямонт, у которой была сослана вся семья. После возвращения из ссылки переезжает в Варшаву, где рождаются его дети: Хелена, Вацлав, Витольд, Юзеф и Зофия. Сразу же, как только стало это возможным, возвращается на Могилевщину.
Он был человеком активным и щедрым членом евангелистско-реформаторской Церкви. Признавая его заслуги, в 1880-1884 годах он избирается в церковную коллегию варшавской общины. В течение 12 лет принимает участие в синодах варшавской общины, 6 лет исполняя обязанности почетного директора синода. Принимает активное участие в общественной и патриотической деятельности. В декабре 1909 года был похоронен на уже не существующем семейном кладбище в Лопатине.
Его трое сыновей, как воспитанники синода, обучаются в той же Слуцкой гимназии. После окончания университета (Витольд в Карлсруэ, Юзеф в Дорпате – прежнее название Тарту) возвращаются, чтобы связать своё будущее с семейными землями. Однако Первая мировая война и русская революция распоряжаются иначе – Юзеф и Вацлав поселяются в Вильно, а Витольд переезжает в Лодзь.
Юзеф активно участвует в жизни евангелистско-реформаторской Церкви в Вильно, исполняя ряд светских функций, в том числе, является попечителем и светским членом консистории Виленской общины. Принадлежит к группе попечителей, выступающих против разводов и отсутствие демократии в учреждениях Виленской общины. После начала II Мировой войны ему с женой удается переехать в Краков, где он умирает в 1958 году.
Вацлав в 1922 году избирается попечителем синода, а с 1924 года до своей смерти в 1938 году исполняет обязанности генерального секретаря консистории. Похоронен на евангелистском кладбище на Погулянке, которое перестало существовать в 1960 году. По решению местных властей оно было превращено в городской парк.
Витольд, после принудительного пребывания в советской России, в 1926 году возвращается в Польшу и работает в Лодзи одним из директоров Лодзинской электростанции. Принимает активное участие в деятельности Лодзинского евангелистско-реформаторской Церкви, в том числе, выполняя обязанности председателя коллегии церкви. Был страстным охотником, участником многих автопробегов и фотолюбителем. Мы очень благодарны этому последнему увлечению, т.к. фотодокументы охватывают период с конца XIX века до 1939 года. Во время II Мировой войны несколько раз его арестовывают немцы. В результате ходатайства лодзинских единоверцев немецкой национальности его освобождают. Тяжело больной живет у друзей над Бугом, где умирает весной 1944 года. Его могила была уничтожена в сталиновские времена.
Сестра братьев Мацкевичей, Хелена Мацкевич, выпускница Ягеллонского университета, была одной из первых польских женщин-фармацевтов. После окончания университета и сдачи последнего экзамена в Императорской военно-медицинской академии в Петербурге получает звание аптекарского провизора.
В 1910 году Хелена возвращается в имение родителей и приступает к реализации уже давно возникшего плана. Именно для этого она в 1905 году начала учебу в Ягеллонском университете по специализации: ботаника, химия, огородничество и садоводство. Решает распространить и вывести на уровень торговли выращивание лечебных растений и сбор дикорастущих растений, большое количество которых высыхая, приходило в негодность. Устанавливает контакты с фирмами в Могилеве и Москве, но дальнейшая работа прерывается войной. Тогда она энергично включается в работу по оказанию помощи изгнанникам с земель Королевства, состоящей не только в предоставлении кратковременного приюта, но и значительно большей.
Хелена организовывает несколько детских приютов, обеспечивает питание, проживание, одежду, обучение, сама разрабатывает программу обучения, учит и ищет польские книги. Оставляет Черноусы только в 1920 году, и после кратковременного пребывания в Вильно постоянно обосновывается в Кракове, где умирает в 1972 году в возрасте 98 лет. Похоронена на раковицком кладбище.
Мацкевичи породнились и дружили со многими семьями из ближнего и дальнего окружения. С семьями Горбацких из Будогощи, Мицевских из Глупиков, Голыньских из Мстиславского повята, Гордзялковских из Антополя мой прадед Гжегож Мацкевич познакомился в трудные годы ссылки в Сибири.
Другие знакомства в ближнем и дальнем окружении были установлены благодаря участию в работе евангелистско-реформаторской общины. Из поколения в поколение семьи встречались в Копысской церкви или в имениях, по случаю посещений пастырей, поддерживали друг друга, женились между собой: Цедровские, Ланевские, Маскевичи, Микуличи, Сестшеньцевичи, Сьвиды, Шкультецкие, Волки…
Все они покинули Могилевщину во время I Мировой войны, разъехались по миру, чтобы возвращаться в эти места только в воспоминаниях, бережно пересказанных молодым поколениям.
Благодаря помощи директора Дома Польского в Могилеве Юрия Журавовича, в 2009 году у меня с мужем состоялась первая сентиментальная поездка в Беларусь, приуроченная к сотой годовщине смерти прадеда Гжегожа. Вместе со своими работниками и учениками курсов польского языка Юрий Журавович посвятил нам много времени и энергии, предоставив возможность познакомиться с Могилевом и побывать в местах, связанных с семьей.
Могилев – третий по численности населения город в Беларуси (350 000 жителей), однако в нем сохранилось очарование провинциальных городов российской империи. В Могилеве находится большое католическое кладбище, которому срочно требуется срочная реставрация, хотя о нем старательно заботится местная Полония. За городом, в красивом, очень близком для нас пейзаже, мы не увидели никаких следов ушедшей эпохи.
Единственным зданием, которое мне знакомо по фотографиям, и которое еще существует – филиальный костел святого Казимежа в Рясно, построенный в 1819 году, как уменьшенная копия Виленского кафедрального костела. Печально видеть его состояние и недалекий конец этого немого свидетеля прошлого. Уничтожены кладбища. От усадеб, по которым прокатились две войны и революция, ничего не осталось, только старые аллеи и лиственницы вдоль лугов указывают направление.
Сохранилось то, что, казалось бы, является самым быстротечным – память. Мы встретили старых людей, которые помнили фамилии и смогли рассказать нам превратности судьбы усадеб.
Результатом первой поездки, была идея, на которую нас навел директор Дома Польского Юрий Журавович: сделать выставку, которая расскажет о жизни нескольких польских семьях на Могилевщине.
В апреле 2010 года состоялась вторая поездка в Беларусь. В этот раз – с моим братом, автором графической части выставки, и с 50 планшетами. Их создание стало возможным не только благодаря огромному количеству фотографий Витольда Мацкевича, сохраненных в домашнем архиве, а также благодаря любезности Государственного архива в Кракове, который передал много копий документов и художественных фотографий.
14 апреля этого же года в гостеприимных стенах Дома Польского в Могилеве выставка была открыта. К нашей радости, люди, пришедшие посмотреть выставку, были очень заинтересованы темой, о которой здесь много не говорят. У нас было чувство, что, привезенная нами выставка, в какой-то мере, заполняет пробел в сознании сегодняшних жителей Могилева об истории этих окраин. Приятным дополнением были доброжелательные комментарии в прессе, на телевидении и в Интернете. Дополнительным и неожиданным результатом нашей поездки в Могилев и публикаций в Интернете было то, что мы нашли часть семьи Мацкевичей, исчезнувшей во время революции, которая пережила, понеся большой урон, период войны и сталинских репрессий.
Эва Шернер, Париж-Варшава
"Jednota"
Pismo religijno-społeczne 5-6 2011
Здравствуйте!
Моя пра-пра бабушка – Польковская Камилла Жозефина(сестра – Леокадия Польковская)проживала в своем родовом фольварке Антополь Могилевской губернии и уезда в 1882г.Сын – Лев(1871 г.р.).
Буду просто счастлива, если найдется, хоть какая-то зацепка в поиске.
В 7км. от Рясно находилось имение Каребы. Имение принадлежало Игнатию Ивановичу Дзевонскому. И.И. Дзевонский работал Инспектором строящихся железных дорог. После революции он со своей семьей жил в Каребах. Для деревенских детей открыл в своем имении школу. В 20-е годы уехал в Польшу…Хотелось бы знать о его дальнейшей судьбе.
Poszukuje informacji z rejonow Mohylewszczyzny o miasteczku Antusze i ludziach o nazwisku Antuszewicz.
Очень интересный материал, хотя я и не поляк – белорус. Я родился в селе Папоротки Чериковского уезда Могилевской губернии.Там похоронены мои предки.
По устным рассказам жителей села, оно в старые находилось в трех километрах
от настоящего местоположения, на левом берегу р.Сож и им владел какой-то польский шляхтич. По легенде он проиграл село в карты другому владельцу и тот перенес его на новое место.
Если у автора этой статьи имеются какие-то сведения об этом селе и об этом случае,буду признателен и благодарен.
P.S. В переводе «папоротки»,- это крылья Архангела.
Мой e-mail: sd.afanasenko@gmail.com
Witam
Moj dziadek Pawel pochodzi z Kriczewa , Czerikowa.
W okolo 1918 poslubil Stefanie i wrocili do Polski.
Poszukuje informacji o rodzinie Milankow , Mogilewicz lub podobnie brzmiace.
Mam bardzo stare fotografie w mundurach wojskowych.
Jesli ktos moze i chce mi pomoc bede wdzieczny.
Привет
Мои дедушка Павел з Кричева , Черикова.
В 1918 с женои Стефания вернули в Полшу.
Ищу информации о фамиле Милянков, Могилевич
Я имею очен старые фотографи Царских солдатов.
Как кто может хочет помощ буду рад
Romek
Romek@3denterprise.co.uk
Вопрос к Алексею, который написал пост: «В 7км. от Рясно находилось имение Каребы. Имение принадлежало Игнатию Ивановичу Дзевонскому. И.И. Дзевонский работал Инспектором строящихся железных дорог. После революции он со своей семьей жил в Каребах. Для деревенских детей открыл в своем имении школу. В 20-е годы уехал в Польшу…Хотелось бы знать о его дальнейшей судьбе.»
МОЙ ВОПРОС к АНДРЕЮ- Для детей он в своём имении открыл школу… Какую именно школу? Русскоязычную, белорусскоязычную или польскую? Дело в том, что я собираю информацию о польских школах (частных, подпольных, официальных) как в период царской России, так и в период власти СОветов. А потому был бы признателен как Вас, так и любого иного, за всякую информацию о существовании польских школ, ибо подобная информация до сих пор является «неудобной» как для бывших хозяевов при СССР, так и сейчас… Мне можно писать на e-mail alexbobrovski(собака)inbox.ru
Ответ для Сергей Афанасенко. Если даже данная легенда и правда, то факт перемещения села, т.е перенос строений с одного места на другое должен был быть задокументирован чертёжным ведомством Могилёвской губернии, а учитывая тот факт, что дела этого ведомства частично
находятся в минском историческом архиве (Кропоткина, 55), НИАБ ф. 3265 Название фонда: Могилевская межевая комиссия Могилевской губернской чертежной, город Могилев Могилевского уезда Могилевской губернии, то возможно что-то полезное ВЫ и сможете отыскать…
И пару слов о статье! Похвально, что вы знаете всю библиографию своего рода, так бы всем в пример, но в целом история шляхты немножко не вписывается в ваш рассказ, ибо для большинства шляхты она была весьма трагична… Нужна будет помощь в понимании причин незнания могилёвскими поляками польского языка, или разборе «разбора шляхты» по Рогачёвским землям, ОБРАЩАЙТЕСЬ))) До видзення, панове!
Здравствуйте. Мой прадед Забурский Михаил Петрович 1880(?) года рождения был женат на Жиготской Прасковье Андреевне 1888(?)года рождения.Школьный учитель.Проживал на территории Шкловского района Велико-Лазицкого с/совета д.Затишье хутор Слабодка.Репрессирован в 1939.Буду благодарен любому,кто сможет сообщить хоть какие то сведения о его национальности,причинах ареста,дальнейшей судьбе,месте захоронения.Храню семейные фотографии 20-х годов. Мой e-mail:tkachenko-t25@mail.ru
Мой прадед – Сергей Платонович Сфурса-Жиркевич, капитан второго ранга. Жил в имении под Смоленском. Есть подозрение, что он из рода Фурс-Жиркевичей, тем более, что по семейной легенде писец сделал ошибку в первой части фамилии. Буду признательна, если откликнуться представители этого рода.
Добрый день. Имеем информацию по роду Antuszewicz, Бердыж, Чечерский р-н, кому интересно пишите vlut@bk.ru
Здравствуйте!
Позвольте маленькое дополнение.
Витольд Мацкевич был инженером на электростанции Электропередача под Москвой (ныне – ГРЭС-3 им. Классона) в 1910-х годах.
С уважением,
Григорий Андреев
София, Ваше сообщение было опубликовано в 2016 году, не знаю, есть ли шанс нам с Вами обсудить интересующую Вас тему. Если прочтёте моё сообщение – отзовитесь!
Доброго дня Вам! Мной, род моих предков Поклад, Некрашевич- документально изучен с начала 17 века (1608г.) Самое раннее упоминание фамилии Поклад датировано 12-м веком. Болеславом Кривоустом за военные заслуги, рыцарь Поклад жалован гербом Нечуя. В 15 веке род Поклад проживающий в Сандомирском воеводстве имел свой именной герб Поклад. С 1385 г. возле г. Познань обосновался населенный пункт Poklatki название исходит от имени земянина. Во время Сандомирского рокоша, Поклад Алексей Артемьевич утерял свои имения. В 1608 году получил привилеии от Польского короля Сигизмунда 3-го земли и имения в Мстиславском воеводстве, Сокольничах и Борисовичах а также селидебной усадьбой в местечке Кричев. Во многих архивных материалах род Поклад-Некрашевич пересекался с родом Фурс проживавших в Чериковском уезде. Также ветвь моих предков Иван Иванов Некрашевич сын Покладов в 1822 г. держал в закладе от Фурса фольварк Ивановка в Скороднянской волости Мозырского уезда Минской губернии. С искренним уважением.
Приветствую!
А откуда инфа про фольварк Ивановка, в Скороднянской волости?
Много источников прочел,нигде информация не проходила.
Да и на картах нигде не указано.
С уважением Александр!
Здравствуйте уважаемый Александр! Прошу прощения за долгое молчание. Информация из фондов хранящихся в НИАБ. Перепись дворянства Мозырского уезда, фольварк Ивановка, за 1833 год, также за 1864 год. На картах фольварк Ивановка не показан. Он находится вблизи х.Беки, Погорелое, Потапы, Демиды. Скороднянской волости Мозырского уезда Минской губернии. Хотя мы потомки знаем, что в этом месте проживали наши предки. Каждый год я навещаю селидебную землю моих предков. С 1904 г. уже значится как хутор Некрашевичи. Также в архивных материалах НИАБ, есть сведения о помещике Мозырского уезда им. Кузьмичи Поклад-Некрашевич Андрее Куприяновиче с помещиками Фурса им. Скородно Мозырского уезда. С уважением Григорий.
Здравствуйте!
Изучаю происхождение своей фамилии. Нашел похожие фамилии Шкультецкие в Вашей статье. Прошу подстажите, где можно найти более подробную информацию.
Мой прадед Скультецкий Василий Станиславович (1892) был участником I мировой войны родился он уже в Сибири Новосибирская область. Его отец Скультецкий Станислав родился не в Сибири.
Дмитрий Скультецкий
Я тоже интересуюсь историей своего рода. Моя прабабушка по материнской линии-Скультецкая Евдокия Станиславовна ( в замужестве-Плотникова) умерла в деревне Ваганово Каинского уезда(Новосибирская обл.) в 1925г.
Буду рада ответу,
in_ki@ukr.net
Добры Дзень! Мае прозвішча вядомау шляхетскам пераліке з 17 стагодзя. Бачуй а адрыўным каландары ў 1990х.
Больш ня ведам нічога.
Чавусскі павет. Магілеўская губерныя. Рэч Паспаліта. Беларусь.