И снова забытая польская шляхта на Восточной Беларуси.
И снова забытая польская шляхта на Восточной Беларуси.
Род Оношко.
Я не раз бывала в Могилёве, большом шумном промышленном городе, немного романтики которому добавляет река. Мне казалось, что Могилёв снивелирован, лишён истории за годы войн и лихолетий. Но корни моих предков – отсюда, а мне так хотелось отыскать эти корни! И вот я смотрю фотографии, видео, заново открывая для себя Могилёв. То, что вижу – потрясает: величественное здание костёла, католическое кладбище с великолепными памятниками. И самый, пожалуй, скромный из них: надгробие ксёндза Габриеля Оношко. Однако, это именно то, что я ищу здесь…
Моя бабушка, Оношко Алина Альбертовна родилась в деревне Поплавщина под Могилёвом, несколько лет жила в самом городе. В школьные годы я не очень интересовалась историей, и то, что в документах у бабушки значилась национальность «полька», удивляло, но не заставляло задуматься. Года три назад на глаза мне попалась крошечная, в несколько строк статья о том, что потомки древней шляхты живут среди нас. И тут сразу почему-то вспомнилась бабушка: статная, гордая, властная. Начались поиски: Интернет, архив, переписки, встречи, воспоминания. Результат ошеломил всех родственников - род Оношко, как род воинов-рыцарей, начал формироваться ещё в языческие времена на территории современной Польши в районе Кракова. Многочисленные битвы и захваты новых земель привели его сначала на Волынь, а затем и в Великое Княжество Литовское. Фамилия произошла от названия имения – Оношковичи, а официальный статус шляхетной она получила в 1547 году. Тогда король польский Сигизмунд II Август пожаловал её представителям Фёдору (Теодору) и Яцыне Оношкам родовой герб, вошедший в историю под названием «Яцына». Фёдор и Яцына были сыновьями княжны Анны Юрьевны Четвертинской – боевые заслуги хорошо вознаграждались в то время, и шляхтич по фамилии Оношко мог себе позволить взять в жёны княжну.
С годами род разветвился, а новых владений становилось всё меньше. Это вынудило обедневших наследников брать землю в аренду. Один из них – Ян сын Флориана Оношко – в конце XVII века поселился на арендованной земле в шляхетской околице Поплавщина недалеко от Быхова. В этот район стекалось множество польской шляхты, т.к. в результате длительных войн со шведами и войсками русского царя быховские земли обезлюдели. По этой причине король польский Михал Корибут Вишновецкий в 1669 г. освободил город Быхов от всех налогов и податей на 20 лет.
Когда в 1772 г. могилёвские земли от Речи Посплитой перешли к Российской Империи, новая власть потребовала от многочисленной польской и литовской шляхты подтверждения благородного происхождения. Процедура была сложной и дорогостоящей, но Оношкам удалось собрать сведения об истории рода. В 1791 г. власти приняли представителей семьи, проживающих в Поплавщине, в русское дворянство.
Статус дворянина предполагал значительные привилегии: освобождение от налогов, от воинской повинности, возможность получения хорошего образования. Мелкие дворяне активно пользовались этими привилегиями. Из их среды выходили чиновники, офицеры, священнослужители. Поплавщина не была исключением. Особую роль в истории околицы сыграли её уроженцы-священники.
Прежде всего, это - Ян сын Амброзия Оношко (1765-1848). Ксёндз Ян Оношко, профессор, ректор Главной Варшавской Семинарии, всё своё состояние и недвижимое имущество завещал жителям Поплавщины. Кроме того, на его деньги была куплена земля, которую ранее брали в аренду. Таким образом все поплавские Оношки превратились в небольших помещиков.
По стопам ксёндза Яна пошёл племянник – ксёндз, магистр теологии Габриель сын Винцента Оношко (1822-1899), но его жертвования из-за бюрократических препонов до Поплавщины так и не дошли.
Потом был ксёндз Вацлав сын Якуба Оношко (1899-1966). Люди помнят его до сих пор как очень неравнодушного, смелого, отзывчивого, бескорыстного человека. Однако почти всю жизнь ксёндз провел в иммиграции, ему не нашлось места в Поплавщине. Там была уже другая власть и другие законы. Шляхта, дворяне, поляки не вписывались в эти законы, и всё было уничтожено. Уничтожено буквально, физически: в одной только Поплавщине расстреляно и сослано в лагеря не менее двух десятков человек.
А потом была война, которая довершила уничтожение.
Недавно мы побывали в деревне. От её былой истории осталось только древнее кладбище, которое находится едва ли в лучшем состоянии, чем католическое кладбище Могилёва. А ведь там – могила ксёндза Яна Оношко. Его не знают у нас, но хорошо помнят в Польше. И сколько же ещё таких кладбищ и таких могил по всей Беларуси? Что с ними будет? У меня нет ответа.
Людмила Волочко.
P. S.
Прочитав статью и ознакомившись с большой подборкой документов и фотографий (смотрите ссылки указанные ниже !!!) мне вспомнилась выставка фотографий «О ЧЕМ ШУМЯТ БЕРЕЗЫ» г-жи Эвы Шернер /ПАРИЖ/ которую мы проводили в апреле 2010 года из семейных архивов о жизни польских дворянских семей под Могилевом в конце XIX — начале XX века. Я специально повторяю сказанные мною тогда слова. Уж очень берет за душу когда перебираешь документы, фотографии… А ведь многое забыто, многое может быть забыто !
Многим приходилось бывать в этнографическом музее г. Могилева, где собрана интересная экспозиция о жизни белорусских крестьян и горожан. Но была еще и шляхта.
А как жили они? Меня поразили эти фотографии. Красивые мужчины, красивые женщины. Конная выездка. Охота с собаками. На месте былых маентков сейчас ничего нет, даже мусора. Но есть память.
http://onoszko-ludwika.blogspot.com/p/blog-page_7794.html
http://onoszko-ludwika.blogspot.com/p/historia-rodu.html
Недавно в Могилеве побыла семейная пара Тереса и Рышард Колышко из Кракова. Эти пожилые люди, которым за 80 и которые не имеют никакого отношения к былым Крэсам, приехали только потому, что прочитали книгу Флориана Чарнышевича „Nadberezyńscy/Приберезинцы/”недавно переизданную в Польше. Это эпическое произведение, на половину авантюрное, на половину романтическое о драматических судьбах жителей польских поселений жителей польских хуторов, деревень и маентков на землях расположенных между Березиной и Днепром в 1911-1920 годах. Один из самых важных и красивых польских романов.
«Хватило одной страницы, чтобы я подвергся влиянию этого наркотика и прочитал на одном дыхании 577 страниц большого формата» Нобелевский лауреат в области литературы 1980 года Чеслав Милош.
Zapraszam Nadberezyncow na strone
http://konstantynowicz.info/Berezyna/Miezonka_Polish_nobility_village_photos_part_five/index.html o Okolicy szlacheckiej Miezonka w parafii Berezyna ihumenska, gdzie kilka ciekawych map i zdjec.
хотелось бы сказать большое спасибо авторам статьи, так как действительно эта тема осталась нераскрытой, причиной этого может быть и не желание копаться в истории, и не желании обрести каких-то недругов и прочее…судьба моей семьи Глинских на территории Быховского района я думаю, тоже могла бы найти свое место в истории польской шляхты, потому что мой дед Сигизмунд Владиславович Глинский был арестован в 1937 году, как поляк, католик и расстрелян в 1938 году, его родной брат Мечислав Владиславович, служивший в голубых гусарах, куда принимали только представителей шляхты тоже пострадал, отсидел 12 лет за якобы причастность к помощи буржуазной Польше, двоюродного брата деда Витольда Францевича Глинского тоже расстреляли в 1919 году, якобы за помощь Польше, его родной брат Юлиан сбежал из-под ареста, судьба его неизвестна до сих пор…вообщем есть о чем поговорить на эту тему…
спасибо большое за статью!Очень интересно хоть что-то узнать про свою деревню.мой дедушка-Оношко Мечеслав Петрович рос в Поплавщине,но про довоенное время мало что помнит.Буду очень признателен если кто-нибудь опубликует хоть какие-то фото или рисунки довоенного периода или еще какую либо информацию про деревню и чень интересно как выглядел костел указанный в википедии. жаль что деревня почти вымерла может и я когда-нибудь туда вернусь.если можно то отправьте информацию на почту Fortunavek@mail.ru
ЕЛИСАВЕТА ВОЛКОВИЧ .
Добрый день! Помогите мне, узнать, что нибудь о своих предках.Моего прапрадеда звали Якуб Волкович Иванович (1873 года рождения). Он жил со своей женой Люцией Петровной (Костюкевич) в Поплавщине.Я знаю, что дед был из простой семьи. Родители Люции Петровны Костюкевич были знатными людьми.
Дочка Люции Казимира (1908 года рождения) часто вспоминала, что место игрушек, они играли в золотые монеты. Как я поняла, в Поплавщине у Люции жили родители (мне рассказывали мои бабушки, они не очень хорошо помнят рассказы Казимиры). «Ещё какие-то родственники Люции или Якова жили в Незовке, но не близкие, возможно двоюродные , троюродные братья или сестры» .Так же она сказала «Что еще какие то родственники уехали в жить в Могилев». К сожалению Люция умерла от тифа (дата смерти мне неизвестна).
Ее муж Яков со своими детьми был вынужден в 1933-1934г переехать в деревню Ректа в возрасте 60 лет «раскулачен». Детей в семье было шесть (Зося 1901 года рождения (32 года), Казимира 1908 года рождения (25 лет), Франц , Стас ,Петр, Юзеф). Единственное, что знаю двоюродный брат Казимиры Волкович (дочки Якова) имеет фамилию Оношко (Если не ошибаюсь Глеб).
Фотографий деда Якова и тем более Люции не сохранилось.В Ректе сгорел дом, осталась одна католическая икона Божей матери и библия на Польском.Про Люцию больше ничего не знаю…Мои близкие родственники пытались найти могилу Люции в Поплавщине, но так и не нашли. Если Вы владеете хоть какой то информацией или документом о предках Люции Петровны (Костюкевич) Волкович или даже Якуба Ивановича Волковича 1873 года рождения, прошу поделитесь со мной!
Я очень надеюсь на Вашу помощь.Если Вы что-то знаете, я буду Вам очень благодарна.
Добрый день! Помогите мне, узнать, что нибудь о своих предках.Моего прапрадеда звали Якуб Волкович Иванович (1873 года рождения). Он жил со своей женой Люцией Петровной (Костюкевич) в Поплавщине.Я знаю, что дед был из простой семьи. Родители Люции Петровны, Анна и Петр Костюкевич были знатными людьми.
Дочка Люции Казимира (1908 года рождения) часто вспоминала, что место игрушек, они играли в золотые монеты. Как я поняла, в Поплавщине у Люции жили родители (мне рассказывали мои бабушки, они не очень хорошо помнят рассказы Казимиры). «Ещё какие-то родственники Люции или Якова жили в Незовке, но не близкие, возможно двоюродные , троюродные братья или сестры» .Так же она сказала «Что еще какие то родственники уехали в жить в Могилев». К сожалению Люция умерла от тифа (дата смерти мне неизвестна).
Ее муж Яков со своими детьми был вынужден в 1933-1934г переехать в деревню Ректа в возрасте 60 лет «раскулачен». Детей в семье было шесть (Зося 1901 года рождения (32 года), Казимира 1908 года рождения (25 лет), Франц , Стас ,Петр, Юзеф). Единственное, что знаю двоюродный брат Казимиры Волкович (дочки Якова) имеет фамилию Оношко (Если не ошибаюсь Глеб).
Фотографий деда Якова и тем более Люции не сохранилось.В Ректе сгорел дом, осталась одна католическая икона Божей матери и библия на Польском.Про Люцию больше ничего не знаю…Мои близкие родственники пытались найти могилу Люции в Поплавщине, но так и не нашли. Если Вы владеете хоть какой то информацией или документом о предках Люции Петровны (Костюкевич) Волкович или даже Якуба Ивановича Волковича 1873 года рождения, прошу поделитесь со мной!
Я очень надеюсь на Вашу помощь.Если Вы что-то знаете, я буду Вам очень благодарна.
Моя почта: volochayka@yandex.ru
https://vk.com/volochayka -быстрее отвечаю тут.